Аптеки в 2010 году оказались на грани выживания

24 Ноябрь, 2018

В 2010 году россияне существенно экономили на лекарствах, к тому же государство ужесточило политику на фармрынке. В результате цены на лекарства в среднем упали на 2%, а аптеки фактически оказались на грани выживания.. Но в нынешнем году всем будет полегче: покупатели вернутся в аптеки, а цены если и повысятся, то скорее на косметику, чем на лекарства.

Косметика подорожает

По итогам 2010 года объем коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка по количеству проданных упаковок составил 4,4 млрд. упаковок и достиг 404,5 млрд рублей ($13,3 млрд или 10 млрд евро), подсчитал Центр маркетинговых исследований (ЦМИ) «Фармэксперт». По сравнению с 2009 годом объем аптечных продаж количественно вырос на 11%, а по стоимости- на 13% в долларах США и на 19% в евро. В рублях рост не столь впечатляющий- 9%.

По данным «Фармэксперта», средняя розничная цена в аптеках по итогам года составила 92,1 рубля за упаковку, что на 2% меньше аналогичного показателя в предыдущем году. Основной причиной снижения средней цены, по мнению аналитиков центра, стало внедрение государственного механизма регулирования цен на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты (ЖНВ ЛП). Средняя цена за лекарства в группе ЖНВ ЛП снизилась на 10% по отношению к прошлому году и составила 85,6 рублей за упаковку, а в группе прочих лекарств увеличилась на 2% и составила 95,6 рублей за упаковку.

«Мы расцениваем изменение цен, как реакцию на действия государства,- пояснил GZT.RU результат руководитель департамента аналитических исследований „Фармэксперта» Николай Беспалов,- Бизнес-решений или событий такого масштаба на рынке в 2010 году не было, экономическая ситуация тоже была предсказуемой». Больше всего выросли цены в группе косметических товаров, БАД и медизделий».

Однако не все аналитики полагают, что на снижение цен повлияли лишь государственные решения . «Более всего на цены повлияло укрепление рубля,- считает директор компании Cegedim Strategic Data в России, председатель совета по здравоохранению при общественной организации „Деловая Россия» кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов.- Государство же только заморозило рост цен на препараты, входящие в Перечень жизненно важных лекарственных средств».

Директор компании Cegedim Strategic Data в России, председатель совета по здравоохранению при общественной организации «Деловая Россия» кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов Источник: общественная организация «Деловая Россия»

Директор компании Cegedim Strategic Data в России, председатель совета по здравоохранению при общественной организации «Деловая Россия» кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов Источник: общественная организация «Деловая Россия»

В DSM-group аналитики полагают, что цены c окончанием кризиса просто вернулись к уровню декабря 2009 года. «Снижение цен на коммерческом рынке составило осенью 1,7%, а по Перечню ЖНВЛП- 2,1%. „Население в 2010 году меньше ходило в аптеки, объем продаж уменьшился, прибыли упали практически до нуля и аптеки оказались на грани выживания,- комментирует директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк.- Аптеки пытались выжить за счет продаж косметики и БАД, медизделий, наценки на них повысились, но их и покупать в 2010 году стали существенно меньше».

Но провалы на фармрынке нивелируются в 2011 году, полагают аналитики: уровень продаж в аптеках восстановится и превысит объемы 2009 года. При этом цены повышаться все равно будут: «Внутри перечня ЖНВ ЛП- на размер инфляционных ожиданий, который Министерство экономики определило в 8%»,- говорит Сергей Шуляк. «А на косметику и БАД могут повыситься до 10-15%»,- полагает Мелик-Гусейнов. На фармрынке, если производитель повысил цену на 2-3%, то в рознице этот рост обернется уже 10-15% за счет товаропроводящих цепочек, поясняет аналитик. В 2011 году существенно выросли тарифы на энергетику, коммуналку, фонд оплаты труда, так что все это неизбежно скажется на цене товара.

Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 feed. Вы можете оставить сообщение, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.