Авиакатастрофа под Донецком нанесет ущерб экономике России

10 Ноябрь, 2018

Россия уже сейчас испытывает негативные последствия от авиакатастрофы под Донецком, хотя ее вина и не доказана. Российский рубль потерял около 2,5%, а российские индексы – 5–7% и продолжают снижаться в понедельник. Британия и США требуют от ЕС ужесточения санкций против России. К сожалению, даже в случае признания вины Украины Москва не вздохнет с облегчением, опасаются экономисты.

Падение пассажирского самолета Boeing на Украине уже сейчас привело к негативным последствиям для российской экономики. И хотя вина России или украинских ополченцев в этой трагедии не доказана, США и Европа воспользовались смертью людей в своих узкокорыстных целях и еще до выяснения всех подробностей и причин авиакатастрофы начали грозить России новыми санкциями.

«Это происшествие рассматривается как мощный политический механизм. И от экспертного заключения зависит многое»

Особенно громко более жестких санкций против России начали требовать от Европы США и Великобритания. В частности, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон требует от ЕС ввести карательные меры против оборонного сектора российской экономики и против ряда лиц и компаний, которые якобы оказывают материальную поддержку ополченцам на Востоке Украины.

В воскресение Кэмерон обсудил этот вопрос с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. Представитель канцелярии главы правительства Соединенного Королевства уверяет, что «они договорились, что ЕС должен пересмотреть свой подход к России, а также о том, что министры иностранных дел должны быть готовы наложить дополнительные санкции в отношении РФ, когда они встретятся (в рамках Совета по иностранным делам ЕС – прим. ВЗГЛЯД) во вторник», передает ИТАР-ТАСС.

Ситуация вокруг авиакатастрофы малазийского Boeing на Украине включена в сегодняшнюю повестку дня палаты общин британского парламента, где, как ожидается, Кэмерон сделает официальное заявление об этом. Более того, британский премьер-министр якобы собирается также объявить о новых санкциях против России, которые готово принять само Соединенное Королевство.

В свою очередь немецкий и французский бизнес поспешили напомнить своим властям, что значит для них потеря России. Каждая четвертая экспортная компания в Германии пострадает от различных санкций, введенных ЕС и США в отношении РФ, заявил глава внешнеэкономического отдела Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Фолькер Трайер в интервью газете Rheinische Post. При этом основная проблема, отмечает Трайер, состоит в том, что многие экспортеры развивают свои отношения как с Россией, так и с США, передает Deutsche Welle.

Президент Франко-российской торгово-промышленной палаты Эмманюэль Киде заявил, что введение нового пакета санкций Евросоюза против России навредит всем сторонам, в особенности французским предприятиям. «Это стало бы проигрышем для всех. Особенно для Франции, поскольку для наших предприятий Россия является источником экономического роста», – подчеркнул Киде в интервью газете Echo.

Речь идет о 6 тыс. французских компаний, сотрудничающих с Россией в сфере экспорта-импорта. Меры по ограничению торговли ударят по их портфелям заказов и, как следствие, усугубят ситуацию с занятостью, считают во Франко-российской торгово-промышленной палате.

Французские предприниматели в обмен на доступ к перспективным российским рынкам согласились инвестировать и открывать производство в РФ. Ужесточение санкций может серьезно затронуть реализацию ряда проектов. Бизнес надеется, что этого не произойдет.

«Решение инвестировать в Россию было принято, и мы будем его придерживаться», – подчеркнул во время визита в Москву заместитель генерального директора французской группы предприятий Saint-Gobain Клод Имовен. «Эта страна много значит для нас», – сказал в свою очередь генеральный директор группы Lafarge Брюно Лафон. Французская компания открыла в мае цементный завод в России, что стало первым событием такого рода с начала украинского кризиса.

Пока речи о введении третьего уровня санкций – экономических – против секторальных отраслей экономики все же не идет. «Все понимают, что любые новые санкции против России окажут негативное воздействие на экономики стран Евросоюза. В этой связи сейчас ведущие державы ЕС пытаются таким образом расширить санкции, чтобы их бремя распределялось между всеми странами ЕС», – замечает «Би-би-си».

Между тем российский рубль и фондовый рынок уже пострадали от геополитических спекуляций на смерти пассажиров. Утром в четверг до авиакатастрофы под Донецком рубль падал на санкциях, которые были накануне расширены США, а в четверг вечером – и на том, что рынки стали закладывать в котировки возможный негатив от авиакатастрофы под Донецком.

«Фактически со среды рубль потерял около 2,5%, правда, сейчас ведет себя сравнительно стабильно, оставаясь около 35,08 рубля за доллар. Российские индексы за это время потеряли 5–7%, и в отличие от рубля остаются под давлением», – говорит газете ВЗГЛЯД финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

«Рубль пока поддерживают высокие ставки и спрос за счет налоговых выплат. Кроме того, заметно падает торговый оборот с ЕС, но тут сложно отделить эффект санкций от падения спроса за счет торможения экономики, которое было бы и без санкций», – объясняет эксперт.

На рубль еще может оказать влияние пик дивидендных выплат отечественных компаний, который придется на ближайшие две недели. «В зависимости от того, куда эти деньги направят западные инвесторы – реинвестируют на рынке, подняв тем самым фондовые индексы, или же выведут из страны, оказав давление на рубль, – можно будет делать выводы об их среднесрочных настроениях», – указывает главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ 24 Станислав Клещев.

Российский фондовый рынок, в отличие от рубля, страдает сильнее. В понедельник в первой половине дня его падение ускорилось из-за геополитических рисков и опасности введения новых санкций против России. Индексы ММВБ и РТС обновили новые локальные минимумы, которые в последний раз были в мае этого года. Так, индекс ММВБ понизился на 1,6%, до 1399,48 пункта (по состоянию на 13.00 мск), пробив психологически важную отметку 1400 пунктов. Последний раз ниже 1400 пунктов индекс ММВБ находился 19 мая.

«Пока мировой общественности не будет представлено итогов официального расследования причин крушения малайзийского самолета над территорией Украины, ждать сильной динамики от российского рынка акций не стоит», – считает главный аналитик «Управление Сбережениями» Александр Потавин.

Дальше ситуация будет развиваться в зависимости от того, чья вина будет доказана – России или Украины.

Теоретически, если будет доказана причастность пророссийских сил к этому инциденту, то от европейских политиков стоит ждать новых жестких санкций в отношении России. «Пожалуй, это ключевой риск сейчас», – указывает Потавин.

«В связи со сложившейся ситуацией давление на Россию в этом случае, без сомнений, усилится. Европа, которая пыталась быть относительно нейтральной, вряд ли уже сможет сдерживать натиск США и Британии, призывающих к более решительным шагам», – соглашается также Купцикевич.

По мнению Клещева, перспективы российского рынка акций во втором полугодии 2014 года явно сдержанные. Если посмотреть на события прошлых месяцев, то видно, что напряжение только нарастает, а отдельные моменты, связанные с попытками усадить воюющие стороны за стол переговоров, провоцируют лишь краткосрочные всплески оптимизма на рынках, говорит Клещев.

Рубль будет падать и дальше, но постепенно, считает Купцикевич. «Я не думаю, что расследование будет быстрым, а санкции – уже «завтра». На это могут уйти месяцы», – говорит эксперт из FxPro.

«Эффективность экономических санкций остается под вопросом по нескольким причинам. Прежде всего, роль и влияние России в мире за последние годы значительно укрепились, что делает Москву одним из ключевых игроков. А это означает различную зависимость – экономическую, энергетическую, бизнес и пр. – практически всех остальных стран. В связи с этим изолировать Россию и собственноручно создавать себе серьезнейшие проблемы мировое сообщество не будет», – считает вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Михаил Дегтярев.

Он проводит аналогию с 1988 годом, когда США сбили иранский гражданский самолет, на борту которого было лишь чуть меньше человек, чем в малайзийском «Боинге» – 274 пассажира и 16 членов экипажа. «Только спустя несколько лет и после долгих и сложных судебных разбирательств американская сторона сделала милость и выплатила компенсацию. Как мы видим сейчас, спустя четверть века, никакой изоляции Вашингтон не подвергся», – напоминает Дегтярев.

Второй вариант, когда будет доказана вина Украины в катастрофе, к сожалению, тоже не радостен для России. «Я не думаю, что в случае признания вины Украины мы вздохнем с облегчением. Разве что ненадолго. Все равно бои на Востоке продолжаются, и виновной в этом считают Россию. Найти повод – вопрос лишь времени», – говорит Александр Купцикевич.

При этом не исключено, что тот, кто реально ответственен за гибель «Боинга», так и останется неизвестен, что позволит заинтересованным политикам продолжать винить в гибели пассажиров ополченцев и Москву.

«Крушение малайзийского «Боинга» стало больше чем одной из аналогичных аварий. Это происшествие рассматривается как мощный политический механизм. И от экспертного заключения зависит многое. Хотя некоторые иностранные политики громогласно вешают клеймо виновника на Россию, многие объективные факты не подтверждают их слова», – говорит Дегтярев.

«В пользу невиновности говорит и тот факт, что Россия сама инициировала международное расследование на месте катастрофы. Если бы мы были причастны к гибели самолета, то поведение Москвы в корне отличалось бы от настоящего», – добавляет он.

Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 feed. Вы можете оставить сообщение, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.