«АвтоВАЗу», ГАЗу и КамАЗу подставят кредитное плечо

2 Апрель, 2019

Минпромторг оценил объем нового вида госпомощи автобизнесу в 1,3 млрд рублей.

Российских производителей автомобилей и автокомпонентов включат в число предприятий, которым Минпромторг будет субсидировать часть процентов по кредитам, взятым в российских банках и Внешэкономбанке в 2015 году. Это следует из проекта поправок к постановлению правительства РФ «Об утверждении правил предоставления в 2015 году субсидий». Сейчас к этим субсидиям допущены производители транспортного, сельскохозяйственного, тяжелого, энергетического и нефтегазового машиностроения, а также других отраслей народного хозяйства, автокомпаний в перечне нет.

В пояснительной записке к проекту постановления правительства Минпромторг отмечает, что субсидии на погашение процентов по кредитам для компаний автоотрасли необходимы в связи с тяжелым положением, в которое попали эти компании из-за девальвации рубля и резко выросшей ключевой ставки ЦБ РФ. Она была повышена с 10,5% годовых до 17% годовых в декабре 2014 года, затем несколько раз подряд была снижена, вплоть до 11% годовых — но банки, как писали «Известия» (izvestia.ru/news/586477), не спешат откатывать ставки.

— Внесение изменений в постановление правительства РФ от 12 марта 2015 г. № 214 в части распространения механизма государственной поддержки на производителей автомобильной техники и автокомпонентов позволит стабилизировать финансовую ситуацию и сохранить рабочие места на ключевых предприятиях отрасли, — поясняет министерство.

На текущий момент по линии Минпромторга субсидируются проценты по кредитам предприятиям сельскохозяйственного, транспортного, тяжелого, энергетического, нефтегазового машиностроения; компаниям пищевой и перерабатывающей, дорожно-строительной и коммунальной станкоинструментальной, фармацевтической, биотехнологической, медицинской отраслей и т.д. В начале 2015 года на эти цели из бюджета было выделено 20 млрд рублей. Однако нынешние поправки к документу предусматривают сокращения этого фонда вдвое — до 10 млрд рублей. Причем, по оценкам Минпромторга, потребность предприятий автомобильной промышленности в господдержке в рамках указанного постановления составит 1,32 млрд рублей, но это не означает, что они будут обязаны ограничиться этой суммой.

Несмотря на двойное сокращение средств по программе и включение новых участников, другие производители не видят в этом никакой угрозы, потому что для них этот инструмент господдержки оказался бесполезным.

— Из тех компаний, которые входят в нашу ассоциацию, еще никто не воспользовался возможностями этого постановления. Во-первых, по этому постановлению есть существенное ограничение по банкам, чьи проценты могут быть компенсированы. Это только российские банки из разряда Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка, то есть государственные институты развития. Да и иностранные банки туда не входят, — заявил «Известиям» гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. — Кроме того, действие постановления не распространяется на кредиты, взятые до начала января 2015 года. А для нас интересно было бы погасить проценты именно по старым кредитам, потому что ставки по ним этой зимой меняли уже по ходу дела, в одностороннем порядке, и это здорово ударило по фармацевтическому сектору — выскочили оборотные средства.

Дмитриев отметил риск и неудобство действующего постановления: производитель должен сначала взять кредит, начать выплачивать по нему проценты, а уже потом обратиться в Минпромторг с просьбой рассмотреть возможность выделения субсидии.

— Если львиная доля от субсидирования будет уходить в автопром, то это, наверное, логично, потому что для нас это постановление несет слишком большие риски, — говорит Дмитриев.

В Объединении автопроизводителей России согласны, что у автокомпаний не возникнут проблемы с использованием этой программы.

— Это положительное решение в любом случае, потому что платить по тем ставкам, которые заламывают сегодня банки, решительно невозможно. Ведь и выхода у автокомпаний нет никакого, потому что без кредита невозможно дальше работать. Как можно закупать комплектующие, материалы, ведь автомобили не сразу реализуются? Эти пробелы надо заполнять кредитными средствами, — говорит исполнительный директор организации Игорь Коровкин.

Автопроизводители положительно оценивают инициативу Минпромторга.

— Автопром — это одна из наиболее капиталоемких отраслей, требующая кредитования оборотного капитала. С ноября 2014 года мы не могли позволить себе брать кредиты на «оборотку» в связи с запретительным уровнем банковских ставок. В связи с некоторым снижением ставки ЦБ, произошедшим в этом году, мы начали кредитоваться в российских банках. Тем не менее условия обслуживания кредитов остаются тяжелыми, особенно в условиях серьезного падения автомобильного рынка, поэтому госсубсидирование ставок по кредитам на оборотный капитал для автопрома — это необходимая мера, — сказала «Известиям» вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.

В компании КамАЗ также отмечают, что высокие процентные ставки вынудили их отказаться от кредитов, но теперь они снова смогут ими пользоваться.

— После повышения ставок мы кредиты не брали, а вместо этого разместили облигации на 15 млрд рублей. Субсидирование кредитных ставок поможет нам вернуться к этому инструменту и, в первую очередь, привлечь средства на развитие бизнеса — модернизацию производства и новый модельный ряд, — рассказал Олег Афанасьев, директор департамента по связям с общественностью КамАЗа.

В Минпромторге отказались пояснить, какой объем средств, заложенных в программу, уже освоен. По мнению Коровкина, основными получателями кредитных субсидий станут традиционные российские автокомпании — «АвтоВАЗ», ГАЗ, КамАЗ и УАЗ, потому что иностранцы предпочитают кредитоваться в своих национальных банках.

— Какой смысл, к примеру, концерну Volkswagen (имеет завод в Калуге и сборочную линию на ГАЗе. — «Известия») кредитоваться в России, если он может для себя взять без проблем кредит в Raiffeisen или Deutsche Bank под 2-3% годовых? — аргументирует собеседник.

Актуальных данных об объеме кредитов, взятых в 2015 году, опрошенные «Известиями» автокомпании не предоставили. В 2014 году «АвтоВАЗ» увеличил кредит в ВЭБе с 25,2 млрд до 45,1 млрд рублей; у Сбербанка в тот же год «АвтоВАЗ» взял в кредит 6,5 млрд рублей, у ВТБ — 6 млрд рублей, в Новикомбанке — 2,2 млрд рублей, в Промсвязьбанке — 1 млрд рублей. Группа ГАЗ в настоящий момент ищет средства на погашение кредитов в ВТБ и Сбербанке на общую сумму 33,25 млрд рублей. Согласно финансовой отчетности группы, на конце 2014 года общая задолженность перед банками составляла 65,8 млрд рублей.

Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 feed. Вы можете оставить сообщение, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.