За нефть и кредит Беларусь отдаст автозаводы

23 Ноябрь, 2018

В двадцатых числах декабря Москва утвердила Минску объем поставок нефти на первое полугодие.

В течение шести месяцев на два белорусских НПЗ должно быть поставлено 11,5 млн тонн, что вписывается в желание Беларуси получить по итогам года 23 млн т. Однако такой объем Минск желал получить в 2013 году, но по итогу вышло на 2 млн тонн меньше. На каких условиях Россия удовлетворит нефтяной аппетит Беларуси?

«Времена, когда Россия давала Беларуси нефть в обмен на поцелуи, закончились. Теперь Москва без излишних эмоций, но четко и последовательно навязывает свои условия. Резких движений нет, потому что на кону Евразийский союз. Но удовлетворить все белорусские нефтяные хотелки Россия не спешит», — сказал TUT.BY источник, знакомый с ходом переговоров. «МАЗ, бензин и без фокусов — вот как можно коротко сформулировать условия Москвы. МАЗ может и не МАЗ, может быть МЗКТ или даже «Интеграл». В общем, должно быть положено начало интеграционным проектам. Второй момент — возврат высокооктановых автобензинов в Россию, причем может быть даже себе в убыток. Ну и после истории с растворителями, Беларусь неподписанием нефтяного баланса держат в узде, чтобы не было фокусов. История с арестом Баумгертнера тому подтверждение», — пояснил информированный собеседник.

Косвенно на выполнение этих условий указал в конце прошлого года вице-премьер России Аркадий Дворкович в интервью журналу «Коммерсант. Власть». Он заявил, что подписание квартального или годового нефтяного баланса с Беларусью зависит «от того, насколько успешно будем продвигаться по другим интеграционным проектам и снимать опасения, связанные с недобросовестной конкуренцией по ряду других направлений». «У нас есть сомнения относительно рыночности условий поставки ряда видов сельскохозяйственной продукции, есть сомнения по цементу. Мы хотим, чтобы в целом наши отношения были понятны и прозрачны, как они должны быть у союзных государств. Последние несколько месяцев и уже даже лет постоянно возникают проблемы, явно не соответствующие уровню союзнических отношений. Нам выгоднее в принципе, чтобы эта нефть поставлялась по другим направлениям, либо перерабатывалась внутри, либо поставлялась в дальнее зарубежье, мы просто больше от этого денег можем получить в бюджет. Компании заинтересованы в белорусском рынке, но бюджетный интерес состоит в другом. Поэтому мы рассматриваем весь баланс интересов», — сказал вице-премьер. Дворкович также отметил, что на уровне правительства не рассматривается идея Игоря Сечина наделить «Роснефть» статусом специмпортера нефти в Беларусь. «Не обсуждается. И мы точно против. Все компании заинтересованы в поставках нефти Беларуси. Мы считаем, что здесь никаких нет оснований, чтобы менять эту конкурентную среду», — отметил он.

Ни для кого не секрет, что в первую очередь Кремль хочет получить гарантии реализации пяти интеграционных проектов при подписании баланса по поставкам нефти в Беларусь в 2014 году. 20 декабря Аркадий Дворкович и первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко обсудили поставки нефти в привязке к планам-графикам реализации интеграционных проектов. В частности, речь шла о проектах с российскими компаниями ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Интеграл», ОАО «Пеленг», ОАО «Гродно Азот», а также ходе реализации проекта ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ», сказано в сообщении правительства РФ. Накануне встречи Дворковича и Семашко Минск послал сигнал Москве. 17 декабря на заседании президиума Совета министров была озвучена информация о том, «достигнуты договоренности о продаже пакета акций ОАО «МЗКТ» российскому инвестору по результатам проведения дополнительной эмиссии акций, размещаемых по рыночной стоимости, с направлением полученных средств на модернизацию и техническое переоснащение ОАО «МЗКТ», сказано в сообщении пресс-службы правительства Беларуси. Семашко также заявил, что холдинг МАЗ-КамАЗ может быть создан в первой половине 2014 года. Любопытно, что 6 декабря Александр Лукашенко выступил против продажи Минского завода колесных тягачей, призвав подумать над этим вопросом. Ранее глава государства был против объединения МАЗа и КамАЗа на российских условиях.

Обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Александр Алесин со ссылкой на заслуживающие доверия источники утверждает, что уже достигнута договоренность о вхождении МЗКТ в состав холдинга «РТ-Авто», который создан госкорпорацией «Ростех». По словам эксперта, и МЗКТ, и Беларусь получают многое из того, что хотели. Завод сохранит свои позиции в качестве основного поставщика для российской армии и получает серьезные средства на развитие. А белорусское руководство сохранит производство уникальных специальных колесных шасси и тягачей на своей территории и, как пообещал Владимир Путин, получит в 2014 году дополнительный заем в объеме до 2 млрд долларов.

В пресс-службе «РТ-Авто» заявили, что «говорить о каких-либо договоренностях преждевременно». На МЗКТ и Госкомвоенпроме отказались от комментариев. В правительстве Беларуси комментарий получить не удалось.

«В белорусско-российских отношениях все просто. Минск хотел получить кредит и нефть в полном объеме? Пусть объединяет машиностроительные заводы. Об этом давно уже говорится. Срок всем известен — первое полугодие», — сказал информированный источник, отказавшийся от других комментариев. Беларусь, напомним, в конце года получила первый транш кредита в размере 440 млн долларов. Остальные средства ожидаются летом 2014 года.

Впрочем, помимо интеграции у сторон имеются и некоторые сугубо нефтяные договоренности. Это следует из протокола, составленного по итогам совещания представителей концерна «Белнефтехим» с руководством Минэнерго России, состоявшемся 18 декабря. Согласно документа примерно 10,3-10,6 млн тонн нефти в первом полугодии будут поставлены по трубопроводу, оставшийся объем — железнодорожным транспортом. Что касается объема поставок на вторую половину 2014 года, то об этом в протоколе говорится следующее: «Если в I полугодии объем поставки нефти составит 11,5 млн тонн, то для удовлетворения максимальных потребностей белорусских НПЗ в 23 млн тонн техническая возможность трубопроводной системы ОАО «АК Транснефть» во II полугодии должна составить 11,5 млн тонн».

В свою очередь власти Беларуси обязались поставлять в Россию в 2014 году ежемесячно 100-110 тыс. тонн бензина в периоды сезонного спроса и ремонта российских НПЗ. При этом оба белорусских НПЗ должны перенести ремонты технологических установок «с мая-августа 2014 года на другое время».

Беларусь также хочет получать «по трубе» добываемую в России нефть из российских активов «Белоруснефти». В сентябре «Белоруснефть-Сибирь» купила компанию «Янгпур», базирующуюся в Ямало-Ненецком автономном округе РФ, за 112 млн долларов. Планируется, что за счет комплекса мероприятий добыча на месторождениях «Янгпура» с нынешних 118 тыс. т поднимется до 200 тыс. т в год к 2017 году. Заместитель гендиректора «Белоруснефти» Сергей Каморников не спорил с TUT.BY, что планируемого объема добываемой нефти хватит лишь на несколько дней работы Мозырского НПЗ, однако на начальном этапе, по его словам, «важно отработать технологию как добычи, так и поставки нефти в Беларусь, а также повысить эффективность работы и наладить бизнес-процессы». «Если этот проект будет удачно развиваться, а мы там планируем использовать новые технологии, которые опробовали в Беларуси, то в перспективе мы намерены купить еще одно-два месторождения в этом регионе», — сказал Каморников.

Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 feed. Вы можете оставить сообщение, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.